четверг, 8 февраля 2024 г.

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников

Консультация для родителей

 


Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является музыкальная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства.

     Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности, восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности, музыкально-игровой деятельности.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека.

     Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности.

    До трёх лет музыкальная культура детей формируется главным образом в домашней обстановке в процессе общения с близкими, в первую очередь  с матерью. В этой связи важно, чтобы ребёнка с ранних лет окружала насыщенная положительными эмоциями музыкальная среда. При продуманной организации музыкальной деятельности к трёхлетнему возрасту у ребёнка формируется такие компоненты музыкального сознания, как музыкальные эмоции, потребность в музыке и простейшие суждения о музыке.

С четвёртого года жизни у детей формируется интерес к музыке и к определённым видам музыкальной деятельности, таких как слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, творческая деятельность.

  Слушание музыки. В работе с детьми в основном используется программная инструментальная музыка, то есть снабженная литературной программой или названием, в котором композитор конкретизирует образное содержание произведения.

Пение. В процессе певческой деятельности у детей дошкольного возраста происходит освоение элементарных вокально-интонационных навыков. Пение способствует развитию, укреплению легких и голосового аппарата, выработке правильной осанки у детей. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом. Вокальные произведения, воздействуя на чувства, вызывают определенные отношения к тому, что в них предано, развивают нравственные качества растущей личности.

Музыкально-ритмическая деятельность. Основной задачей данного вида деятельности является интегрирование навыков координации движения и музыки, воображения и слухового восприятия звукового образа.

Игра на детских музыкальных инструментах развивает творческие способности посредством музицирования в оркестре и ансамбле. Важно заметить, что, внедряя элементарное музицирование в практику дошкольного образования, педагоги, прежде всего, находят эффективный и верный путь приобщения  детей к народной музыке.

Музыкально-дидактические игры. Основной формой музыкальных занятий у детей дошкольного возраста выступает игра, она способствует развитию воображения, фантазии, образно-ассоциативного мышления и речевой активности ребенка раннего возраста. Музыкально-дидактические игры закрепляют навыки слухового восприятия отдельных средств музыкальной выразительности, таких как темп, ритм, тембр, динамика, направление звучания мелодии.

Творческая деятельность детей дошкольного возраста преимущественно проявляется:

·       в подборе к предложенному игровому образу элементарного детского музыкального инструмента;

·       в импровизации мелодии, ритмического аккомпанемента, а также в звукоподражании;

·       в эмоциональной отзывчивости в процессе исполнения музыкального сочинения;

·       в озвучивании персонажей сказок;

·       в музыкальной рефлексии (способности ребенка передать характер мелодии с помощью жеста, цвета (графических изображений), слова).

 

Репертуар  для прослушивания

·         «Есть у солнышка друзья», муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Каргановой;

·        «Ласковая песенка», муз. М. Раухвергера, сл. Т. Мираджи;

·        «Миша с куклой пляшут полечку», муз. М. Качурбиной;

·         «Плакса», «Злюка», «Резвушка», муз. Д. Кобалевского;

·        «Грустный дождик», «Вальс», муз. Д. Кабалевкого;

·        «Дождик и радуга», муз. С. Прокофьева;

·        «Игра в лошадки», муз. П. Чайковского;

·        «Елочка», муз. М. Красева;


Комментариев нет:

Отправить комментарий