Консультация для родителей
Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является музыкальная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства.
Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности, восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности, музыкально-игровой деятельности.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен
для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются
эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит
последующее музыкальное и общее развитие человека.
Дошкольный возраст является периодом,
когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его
скрытые таланты, идет активное развитие личности.
До трёх лет музыкальная культура детей формируется главным образом
в домашней обстановке в процессе общения с близкими, в первую очередь с
матерью. В этой связи важно, чтобы ребёнка с ранних лет окружала насыщенная
положительными эмоциями музыкальная среда. При продуманной организации
музыкальной деятельности к трёхлетнему возрасту у ребёнка формируется такие
компоненты музыкального сознания, как музыкальные эмоции, потребность в музыке
и простейшие суждения о музыке.
С
четвёртого года жизни у детей формируется интерес к музыке и к определённым
видам музыкальной деятельности, таких как слушание музыки, пение,
музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах,
музыкально-дидактические игры, творческая деятельность.
Слушание музыки. В работе с детьми в основном
используется программная инструментальная музыка, то есть снабженная
литературной программой или названием, в котором композитор конкретизирует
образное содержание произведения.
Пение. В процессе
певческой деятельности у детей дошкольного возраста происходит освоение
элементарных вокально-интонационных навыков. Пение способствует развитию,
укреплению легких и голосового аппарата, выработке правильной осанки у детей.
Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает
их художественные образы, осмысливает содержание в целом. Вокальные
произведения, воздействуя на чувства, вызывают определенные отношения к тому,
что в них предано, развивают нравственные качества растущей личности.
Музыкально-ритмическая
деятельность. Основной задачей данного вида деятельности
является интегрирование навыков координации движения и музыки, воображения и
слухового восприятия звукового образа.
Игра на детских музыкальных инструментах развивает
творческие способности посредством музицирования в оркестре и ансамбле. Важно
заметить, что, внедряя элементарное музицирование в практику дошкольного
образования, педагоги, прежде всего, находят эффективный и верный путь
приобщения детей к народной музыке.
Музыкально-дидактические
игры. Основной формой музыкальных занятий у детей дошкольного
возраста выступает игра, она способствует развитию воображения, фантазии,
образно-ассоциативного мышления и речевой активности ребенка раннего возраста.
Музыкально-дидактические игры закрепляют навыки слухового восприятия отдельных
средств музыкальной выразительности, таких как темп, ритм, тембр, динамика,
направление звучания мелодии.
Творческая
деятельность детей дошкольного возраста преимущественно
проявляется:
· в подборе
к предложенному игровому образу элементарного детского музыкального
инструмента;
· в
импровизации мелодии, ритмического аккомпанемента, а также в звукоподражании;
· в
эмоциональной отзывчивости в процессе исполнения музыкального сочинения;
· в
озвучивании персонажей сказок;
·
в музыкальной рефлексии (способности
ребенка передать характер мелодии с помощью жеста, цвета (графических
изображений), слова).
Репертуар для прослушивания
·
«Есть у солнышка друзья», муз. Е. Тиличеевой,
сл. Е. Каргановой;
·
«Ласковая
песенка», муз. М. Раухвергера, сл. Т. Мираджи;
·
«Миша
с куклой пляшут полечку», муз. М. Качурбиной;
·
«Плакса», «Злюка», «Резвушка», муз. Д.
Кобалевского;
·
«Грустный
дождик», «Вальс», муз. Д. Кабалевкого;
·
«Дождик
и радуга», муз. С. Прокофьева;
·
«Игра
в лошадки», муз. П. Чайковского;
·
«Елочка»,
муз. М. Красева;
Комментариев нет:
Отправить комментарий